Акустика: обсуждаем природу различного звучания

Акустика: обсуждаем природу различного звучания

Юрий Фомин (слева) и Артем Фаермарк (справа) / Фото Stereo.ruВ шестнадцатом выпуске подкаста «Звук» мы обсуждаем мифы, которые связаны с природой изюминок разных звуковых совокупностей с Юрием Фоминым, инженером-конструктором, основателем компании F-Lab, трудящейся с высококлассными продуктами Defender, Jetbalance, AVE и Arslab.
Смотрите кроме этого: Звук #29 — Подкаст об экосистеме и аудиотехнике звука

С вами «Звук» – передача для тех, кто живет, трудится, отдыхает и перемещается, слушая любимую музыку либо подкасты. В этом шоу мы говорим несложными словами об технологиях и устройствах, разбираемся с правилами их работы и знакомим вас с экосистемой хорошего звука от А до Я.Мы возвращаемся к регулярным выпускам передачи, обсуждаем контекст современного потребления музыкальных возможности и композиций для погружения в тему звука.

[Подробнее о подкасте] [Прослушать данный выпуск]Транскрипты вторых передач

  • [читать] [слушать] Акустика для фонового озвучивания помещений;
  • [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей подкаста;
  • [читать] [слушать] Говорим о домашних кинотеатрах;
  • [читать] [слушать] Интерьеры для звука;
  • [читать] [слушать] кабели и Интерфейсы;
  • [читать] [слушать] Несложными словами о цифровом и аналоговом звуке;
  • [читать] [слушать] ответы и Домашняя акустика на вопросы;
  • [читать] [слушать] Вывод инженера: Как создать собственную экосистему звука;
  • [читать] [слушать] Уровень качества аудиосистем: Стоит ли доверять «обзорам и» красивым графикам в прессе;
  • [читать] [слушать] Ответы на вопросы слушателей;
  • [читать] [слушать] Бас словами музыканта;
  • [читать] [слушать] Аудиосистемы для дома и домашние кинотеатры;
  • [читать] [слушать] Аудиотехника для дома и мероприятий;
  • [читать] [слушать] Цифро-аналоговые преобразователи;
  • [читать] [слушать] Портативные аудиосистемы;
  • [читать] [слушать] Любой инженер грезит сделать S-90.

<p>Тимофей Шиколенков: К нам частенько приходят люди, далекие от темы Hi-Fi, качественного звука, У них имеется предубеждения, что все колонки звучат одинаково. Имеется мелкие, громадные и большие колонки, дорогие и недорогие. Дело не только в конструктивных различиях – двухполосные, трехполосные, полочные, напольные; мощности и стоимостях; хочется поболтать о том, что колонки вправду звучат по-различному, и растолковать людям, из-за чего.

Как осознать природу этого явления и как выбрать колонки, подходящие как раз им.Юрий Фомин: В случае если наблюдать на домашние пары, то время от времени людей удивляет, из-за чего тот либо другой юный человек выбирает себе ту неповторимую, с которой позже живет всю жизнь. С одной стороны, это очень пафосно, а иначе – весьма конкретно.

Так и выбор звуковой совокупности сугубо личен.Дорог реализации в конструировании совокупностей большое количество, но то, что человеку понравится, во что он влюбится – сугубо личное, присущее лишь этому ему. Многие не знают, и разработчики скрывают то, что математиками, психологами, великими конструкторами в далеком прошлом обрисовано существование кривой восприятия звука. Эта кривая нелинейна.

Мы слушаем звук нелинейно.На одной громкости мы слышим одну кривую, на другой громкости – другую, и в то время, когда мы подходим к порогу равной громкости, слышим линейный звук. В случае если мы видим, что на графике АЧХ линейна, мы ее так же и слышим.Подход к конструированию совокупностей разен. Время от времени конструктор специально меняет АЧХ совокупности чтобы человек на меньшей мощности слышал линейный звук. Какому кругу людей понравится подобный звук? Тем, кто слушает музыку на той же громкости, что и конструктор.

Получается, что выпускается большое количество совокупностей, и у каждой имеется круг собственных приверженцев, фанатов.Из-за чего? Существует главная теория конструирования линейных совокупностей. В случае если сказать о подходе обучения конструкторов во всем мире, существует один подход создания линейного звука с мельчайшими утратами, искажениями.

Но конструкторы намерено внедряют какие-то собственные элементы, для этого инструментов у них большое количество.Тимофей: Получается, что конструкторы намеренно искажают звук так, как им нравится, в надежде, что это понравится еще кому-то.Юрий: Да, они это делают.Тимофей: Но имеется вывод, что музыка из колонки обязана звучать так, как задумал звукорежиссер, никому негоже его точке зрения перечить.Юрий: Честное вывод, в случае если учесть, что тот, кто это говорит, первое: находится с этим режиссером в студии и знает, что он записал; второе: что он создал себе подобную звуковую среду, а позже это прослушал.Утверждение, что должно звучать так, а не в противном случае – из последовательности научной фантастики. Я в прошлом сам звукорежиссер и довольно часто вижусь со звукорежиссерами.

Это часть профессии и моей жизни. Но это не означает, что я спорю со звукорежиссером о его видении музыкального материала. Он по-своему его «видит» и пишет, но я-то слушаю его рядом с ним. Как возможно сообщить, слушая дома, как музыка звучала в студии?Тимофей: Возможно только предположить. Это относится и «концертного» звучания, в то время, когда человек говорит, что дома колонки должны выдавать тот же звук, как тот, что он слышал на концерте, с таким же впечатлением.Юрий: Эта обстановка спорная.

Очень многое зависит от состояния слушателя. Маленькое алкогольное отравление изменяет порог слышимости и кривую. Человек имел возможность слышать один концерт, он ему понравился. В другом состоянии тот же самый концерт ему не нравится.

Это из области настроения.Полочная акустика Arslab Old School Superb 90 (обзор)Тимофей: Существуют две пары звуковых совокупностей с приблизительно однообразной ценой в тридцать тысяч рублей, обе напольные, громадные, у обеих четыре динамика: один высокочастотный, один среднечастотный и два низкочастотных. Совокупности будут звучать неодинаково?Юрий: В совершенстве, при равных условиях они должны звучать одинаково. Но в действительности, они ни при каких обстоятельствах не будут звучать одинаково.

Из-за чего? Вероятен необычный подход конструирования, о котором мы говорили.Смогут быть использованы различные инструменты. Инструменты – это класс громкоговорителей, класс фильтров, каковые применены в кроссоверах. Все это отразится на звуке.Понравится ли звучание вам, и что вам понравится? На эти вопросы имеете возможность ответить лишь вы.

Конструктору понравилось то, что он сделал. Если вы видите колонки в магазине, значит, клуб почитателей данной аппаратуры уже имеется.Тимофей: Возможно ли, зная, из какого именно материала и по какой технологии изготовлен динамик в звуковой совокупности, представить, как он будет звучать, в случае если я слышал звуковую совокупность на подобных динамиках?Юрий: Такие неприятности обсуждаются среди участников отечественного цеха, имею в виду не только российских инженеров, но и западных.

Мы с ними время от времени ведем беседы на предмет того, что купольный динамик весьма похоже звучит на ленточный динамик.В то время, когда это использовать? У каждого громкоговорителя, а простой динамик – это также громкоговоритель, лишь мелкий, имеется возможности и свои параметры. В случае если ими прекрасно пользоваться и прекрасно вмешивать в канву совокупности, то совокупность станет органичной, и вам будет все равно, какой стоит громкоговоритель.Ленточные громкоговорители весьма легкие и существенно стремительнее, чем купольные.

Они имеют собственные преимущества, но сложны в интеграции в совокупностях, они требуют высокой квалификации [инженера]. Осознать, нравится либо не нравится, возможно, лишь включив и послушав. Любая совокупность – продукт креативного состояния инженера-разработчика. В работу он вкладывает собственную душу.Тимофей: Имеется миф, созданный людьми, каковые ничего не слышали, о равном звучании колонок ценой в десять, пятьдесят, двести тысяч рублей.

Якобы, никакой отличия в звучании нет, люди сами придумали, дабы оправдать траты на звуковые совокупности.Ясно, что имеется цена компонентов, из этого возможно исходить, но дело не только в компонентах. Как возможно попытаться растолковать чувство от звучания звуковых совокупностей различных классов?Юрий: Совершу аналогию. Студент платного Института обсуждает компетенцию лектора, преподающего ему.

Неясно, для чего он пришел и платит за обучение, по причине того, что вторых лекторов нет и, по большому счету, для чего он в Институте?Бюджетные совокупности делаются если не по остаточному принципу, то весьма туго по планке тех компонентов, каковые в том направлении интегрируются. Бюджетная совокупность не имеет возможности иметь дорогих отличных динамиков.В случае если компания растет, она может пойти на то, дабы отказаться от части сверхприбыли, либо легко прибыли, и делать на грани вероятного, другими словами реализовывать по себестоимости.

Но, в то время, когда вы берёте совокупность за двести, а не за десять тысяч рублей, в том месте, в большинстве случаев, употребляются намного более качественные компоненты, каковые, соответственно, будут лучше звучать.По каким параметрам оценивать громкоговорители? Инженер интегрирует их в совокупность не по цене, а по совокупности тех параметров, которыми владеют все громкоговорители для того, что отыскать единое целое, а не просто хороший высокочастотный динамик, хороший среднечастотный динамик либо хороший бас.

Это его видение.Ценовая категория разрешает ему интегрировать и иметь возможность подбора компонентов из более дорогих серий, более дорогих компаний. Эти рассуждения похожи на рассуждения, что Жигули лучше, чем Mercedes, по причине того, что я могу их починить.Тимофей: Быть может, в этом случае [Жигули будут] лучше, в случае если перед человеком стоит задача их чинить.Юрий: Отыщем в памяти Жванецкого: «Форму освоили, прекрасно бы содержание!» У людей показались средства для приобретения дорогих машин.

А каков подход к вопросу? Ездить либо демонстрировать себя? Нужно совершить инспекцию самого себя.Напольная акустика Arslab Classic 3 SE (обзор)Тимофей: Имеется противоречивый параметр из комплекта характеристик звуковых совокупностей, о котором довольно часто говорят: диапазон воспроизводимых частот.

Недорогие колонки всегда могут похвалиться указанием 20 Гц – 20 кГц.И обыватели, каковые не в курсе, что бывают разнообразные классы оборудования, что они и звучат по-различному, и чувство от них различное, ориентируются на характеристики, каковые им показывают на сайтах.Поболтаем о частотном диапазоне, мы уже коснулись темы АЧX. Не уверен, что все отечественные слушатели знают, что такое АЧХ.Юрий: Это амплитудно-частотная черта.

Хороши она должна быть ровная и обязана захватывать условно принятый диапазон от 20 Гц до 20 кГц. Так [вопрос] трактует хорошая наука, но желаю успокоить: во-первых, совокупность, не имеет значение с какими динамиками, 20 Гц теоретически играться не имеет возможности, а те, каковые смогут играться, не смогут стоить десять тысяч рублей.Это фактически нереализуемая задача. Я осознаю, какие конкретно требования должны иметь громкоговорители чтобы зацепить данный диапазон хотя бы на спадах.

Это будут сверхсложные динамики и весьма дорогие, как раз вследствие того что сложные. Они должны сами иметь резонанс в районе 10-15 Гц, но я их могу пересчитать по пальцам, по большому счету, в мире, за всю историю.В этом случае вступает в несоответствие множество физических параметров. Тяжелый динамик не имеет возможности иметь большое звуковое давление.

Нужно осознавать: то, что пишется в параметрах, обычно маркетинговый движение, дабы не различаться от соперников.Я с этим виделся и ничего нехорошего в этом не вижу, по причине того, что в случае если все нарушают закон, то все нарушают его одинаково. Такое вот негласное вывод. Второй вопрос – 20 кГц. на данный момент 20 кГц все твитера играются. Второй вопрос, как?Прочертят они линии в обязательном порядке, но нужен более широкий диапазон. Примечательно, что это отражается на басе.

Это мало, кто себе воображает. Но диапазон в обязательном порядке должен быть широкий, по причине того, что человек не слышит за 20 кГц, но он это [звучание] различает.Действуют другие категории оценки – не анализ АЧХ, а анализ импульсных черт. Анализ атаки самого звука – чем дальше заходит, тем более прекрасно прописывается импульс – скорость нарастания сигнала в АС.

Это и имеется широта диапазона.От скорости зависит достоверность, детализация: чем дальше, тем лучше. Мы этого не слышим, но понимаем. Отечественный аналитический аппарат оценивает звук по весьма громадному количеству параметров.

Это не только АЧХ.Тимофей: Нужно ввести такую чёрта, как скорость?Юрий: В усилителях имеется скорость нарастания. Она крайне важна, люди знают это и смотрят за ней. В звуковых совокупностях нужно обращать внимание на следующее: в случае если совокупность более широкополосная, скорость нарастания сигнала зависит от этого параметра достаточно без шуток. Имеется еще фактор – это вес подвижных совокупностей.

Главный высокочастотный фронт – скорость нарастания – зависит от ширины диапазона: чем дальше, тем «скорострельнее».Тимофей: В случае если возвратиться к тому, с чего мы начали дискусия по этому вопросу – частотные характеристики, то окажутся, что те, кто пишет от 20 Гц до 20 кГц, ?Юрий: Не лгут, хотя бы вследствие того что совокупность будет играться 20 Гц. Вопрос, с каким спадом? Он бывает 12 децибел, а это, практически, не слышно.

Из-за чего мы говорим: слышим либо не слышим? Мы все время слышим перепады.К примеру, я утром выхожу на улицу, весьма подходит фраза «воздушное пространство звенит» и слышно дорогу, которая находится от меня в десяти километрах, а вот днем этого не слышно. Утром уровень шума во дворе низкий, и я слышу тот шум, что находится весьма на большом растоянии, а днем уровень шума во дворе довольно высокий, и я уже не слышу, что творится за десять километров.Так мы устроены, и без того трудится «ручка громкости» в отечественной голове.

Если вы захотите услышать 20 Гц, то вы их услышите, в случае если станете в совсем негромкой комнате, что фактически невозможно.Полочная акустика Arslab Monitor M1 (обзор)Тимофей: Кроме того для дорогих совокупностей?Юрий: Непременно. Я, как инженер, ответственно вам заявляю, что эта совокупность очень сложна для реализации.Тимофей: А необходимо ли ее реализовывать?Юрий: Вопрос хороший. Я совершенно верно знаю, что человек ниже 30 Гц, ухом не слышит.

Он может чувствовать звук в виде перепадов давления. Требования к звуковому давлению, дабы вы физически его чувствовали, высокие, и их нереально реализовать ни громадными, ни мелкими динамиками, каковые употребляются в быту.В случае если поставить на концерте колонки, каковые играются 20 Гц, на расстоянии пятьдесят метров, вы ничего не услышите. Исходя из этого ставятся «леса». Вы не слышите 20 Гц, но вы слышите перепад звукового давления. Вам давит на грудь, либо, как говорят, «печенка трясется».

Участия слухового аппарата нет.Тимофей: Возвратимся к прикладной теме. Имеется люди, у которых нет возможности послушать акустику, если они живут в удаленных регионах, в том месте нет ни магазинов, ни салонов, ни шоурумов. Смогут ли они дистанционно, может, глядя на фотографию либо просматривая характеристики, сделать вывод о звучании аппаратуры?

Вероятно ли это? Дайте какой-нибудь совет.Юрий: Совет – доверять марке. Уважающая себя марка проносит собственный звучание всю жизнь. Звучание не изменяется, изменяются лишь компоненты, каковые ставятся в эти совокупности.

Они [системы] смогут быть совсем недорогие, не весьма дорогие и весьма дорогие. В любых ситуациях они будут звучать фактически одинаково.Тимофей: Как же так?Юрий: Чем же дорогие и недорогие совокупности смогут различаться? Они смогут выдавать одно АЧХ и, формально, вы услышите один да и то же звук, он может иметь больше либо меньше искажений.Как вы имеете возможность пренебречь этими искажениями?

Для искушенного слушателя принципиально важно, дабы искажений было мало, исходя из этого он должен брать дорогую совокупность.Человек, которому искажения звука не так серьёзны, либо что гасит собственные рецепторы в кругу друзей пивом, слышит лишь темперамент звучания, и ему серьёзен как раз темперамент. Создающая компания гарантирует данный темперамент, это ее лицо.Тимофей: Кроме того в случае если динамики изменяются?Юрий: Правильно.

Не имеет значение, мелкие, громадные, средние колонки, темперамент обязан оставаться одинаковый.Тимофей: Фирменный почерк.Юрий: Совсем правильно, как живописец. По манере и мазку писать мы определим картину Рембрандта. Большое количество людей знают Мане, по причине того, что прекрасно изучили его почерк. Так и тут. Любой разработчик имеет инструменты для собственного характера.

Это прекрасно. В противном случае мы имели бы одну колонку либо компанию одну, и она производила бы одинаковые совокупности. Выбора не было бы.Тимофей: Получается, что совершенным вариантом остается прослушивание.Юрий: К сожалению, да.

Возможно и по фотографии выбирать себе жену. Снова я про это. Выбрал по фотографии, она приготовила обед, выяснилось – не то. Вот и целый выбор.В конечном итоге, все идет к личному контакту.

Иначе, возможно забрать как пример русскую поговорку: «яблоко от яблони неподалеку падает». «Яблоня» – это компания, «яблоки» падают под нее, и все «яблоки» однообразные.Пригласительный билет на Moscow Hi-End Show 2015Тимофей: Поболтаем на тему того, из-за чего одинаковые звуковые совокупности смогут звучать по-различному с различными усилителями, кроме того однообразного класса и приблизительно однообразной цены.Юрий: В случае если сказать об усилителях, равных по цене, заберём в базу следующее: конструкторское бюро выходит на рынок, и ему нужно реализовать собственный товар. По каким параметрам он может его реализовать?

По характеру звучания. А как он достигается?Схемотехнические решения достаточно узкие, и их не большое количество. Ответы перебираются.

Как получить деньги? Принимается логистическое ответ в отношении тех компонентов, каковые в том направлении ставятся. В случае если сделать хороший источник питания к усилителю, большой трансформатор, довольно много конденсаторов, каковые будут находиться как буферные, то усилитель будет весьма дорогой.

Исходя из этого нужно сэкономить, нужно часть выкинуть и трансформатор сделать мельче.Но нужно компенсировать эту утрату схемотехнически. У кого-то это получается прекрасно, у кого-то – не весьма. Кто-то делает бескомпромиссные усилители, но они много стоят. И заслуженно. Забрать кроме того точеный из алюминия корпус – это дорого.

Все переплетено. В случае если люди выбирают в одной ценовой категории, то, как говорится, что вам нравится, то и берите.Тимофей: Снова компромисс. Нужно узнать, на чем сэкономил разработчик данного конкретного усилителя.Юрий: Это важная работа – проанализировать, из-за чего так сделано?Тимофей: Публикуемые фотографии усилителя с открытой крышкой ни о чем не говорят?Юрий: Они смогут сообщить о величине трансформатора и количестве конденсаторов.

Возможно сделать таковой вывод: в случае если малое и маленький трансформатор количество конденсаторов, источник не имеет достаточного запаса, но это не означает, что он не хорошо звучит.В случае если стоит импульсный источник, то он незаметен на фотографии, а энергетика у него, как у огромного конденсатора. Второй вопрос, как он сам качественный, по причине того, что он источник шумов.

Как компания справилась с этими вопросами, какие конкретно у нее были решения, как она очистила тракт от шума, создаваемого незаметным на фотографии импульсным источником?Тимофей: Весьма интересно наблюдать характеристики выходной мощности и сравнивать их с потребляемой мощностью.Юрий: Все зависит от КПД усилителя. К примеру, импульсный источник имеет довольно высокий КПД, он может потребить 100 Ватт и дать совокупность 90 Ватт. Заявленная – 100 Ватт, потребляемая – 100 Ватт, ожидаемая – 100 Ватт.

Этого не будет ни при каких обстоятельствах. Нужно рассуждать здраво!Тимофей: Получается, что на чертей нужно наблюдать с осторожностью.Юрий: Да, нужно наблюдать, понимая их сущность. Люди же знают, что такое мощность двигателя автомобиля. И в отечественном вопросе возможно разобраться.Тимофей: С мощностью автомобиля все легко: вот цифра, и вот мощность.Юрий: И тут несложно.

Наблюдаем на заявленную мощность, позже на ту, какую он потребляет из сети. Делаем вывод, что больше, чем последняя цифра, значения ни при каких обстоятельствах не будет.Тимофей: Что касается характера звучания…Юрий: Весьма лично. Как в звуковых совокупностях, любой инженер решает вопрос характера звучания усилителей по-своему.

Дорог реализации мало, по причине того, что схемотехнические ответы были приняты еще в 70-е годы.на данный момент их перелицовывают, убавляют, додают. Никаких революций нет, дабы вскрикнуть: «Ах!» Единственное, что возможно назвать прорывом, это наличие высококлассных цифровых усилителей. Раньше они были не на самом высоком уровне, а на данный момент – высокого уровня звучания.Они звучат весьма прилично.

Они компактные, легкие, замечательные, и отдают из себя ровно столько, сколько потребляют. Это перспективное направление, и через некое время хорошие усилители будут принимать как винил – для любителей хороших ответов. Цифровые усилители вытеснят все остальные, в особенности в среднем сегменте. Это мое предположение.Тимофей: Неужто минусов нет?

Разработки совершенствуются в этом направлении?Юрий: Минусов меньше. Люди «заточились» на это. Удач больше, чем поражений. В совокупностях «про» я отдаю предпочтение цифровым усилителям, они ничего не весят, а трудятся лучше, чем простые.Тимофей: Мы пришли к тому, что собственный звук нужно слушать собственными ушами.

Выбирать по чертям, по картинам безтолку.Юрий: Да. Желаю еще раз предостеречь людей от применения чужого мнения.

Случайная статья:

Выбираем акустические колонки для дома | Советы comfy.ua


Похожие статьи:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.