Введение
Жанр | квест с аркадными вставками |
Издатель | 1С |
Разработчик | PIPE Studio |
Требуется | PII-300 МГц, 64 Мб ОЗУ |
Рекомендуется | PIII-600+ МГц, 128+ Мб ОЗУ |
Мультиплеер | отсутствует |
Квест Полная труба в полной мере может категорически нравиться, но может — и чертовски бесить. Эти эмоции иррациональны и никоим образом не говорят о его качестве, более чем полно отражая личную реакцию человека на творчество Ивана Максимова.
Как раз в творчестве, во вкусах, о которых не спорят, всё дело. Создатели (во главе с Максимовым) выстроили весьма цельный, весьма рукотворный и весьма комплексный мир, преимущества которого медлено перетекают в недочёты. Подмечать эти недочёты либо проигнорировать, принимая их как вынужденную плату за наличие преимуществ, — выбор остаётся за геймером.
Невинные монстры Ивана Максимова
Что характерно: на сайте игры в разделе Авторы на самом известный месте расположен портрет Ивана Максимова. Именно он, Иван Максимов, один из самых известных аниматоров России, создатель любимых многими мультипликационных фильмов 5/4, Слева направо, Болеро, Провинциальная школа, обладатель неофициального звания лучший ученик Юрия Норштейна, более всех важен за минусы и плюсы Полной трубы.
Так как именно он, Иван Максимов, сделал из Полной трубы не подражание своим мультипликационным фильмам, не интерактивное их отражение на экране монитора и не компьютерное продолжение их сюжетных линий, которых, фактически, нет. Максимов сотворил из Полной трубы очередное звено в нескончаемой цепи собственных миров- вещь, с одной стороны, совсем независимую, а с другой — всецело находящуюся в контексте всего того, что он делал, делает и постоянно будет делать.
Стилистика рисования носатых уродиков, показавшаяся ещё в дипломных работах Максимова и светло видимая кроме того в априорно коммерческом рекламном ролике Москитола (…потому и не кусают!..), в Полной трубе представлена в чистом, сжатом, абсолютизированном варианте: что ни экран — то новое, совсем сюрреалистическое существо, именуемое самим мастером персонажами младенческой души. не меньше открыто и недвусмысленно мир Полной трубы пронизывает фирменная абсурдистская логика и иррациональный юмор Ивана Максимова.
Пропажа тапки как завязка приключения, дырка под кроватью, дружащий с головой Ветхий Пионэр (храбрец мультипликационного фильма 5/4, просочившийся в Трубу), помещение с дверями, любитель вантузов — гражданин Отмороженный… Всё это и другое весьма органично вписывается в неспециализированную идеологию создаваемых Максимовым вселенных, но…
…фактически непостижимо с позиций обычного бытия. Исходя из этого нет ничего необычного, что не привычный (хотя бы минимально) с творчеством этого живописца человек может элементарно не осознать прелести Полной трубы, посчитав логику вздора надуманной, сюжет — тщетным, юмор — отсутствующим в принципе, а местных персонажей — отталкивающе-забавными существами. Невинными монстрами, как назвал их в один раз издание Огонёк.
Не трубою единой
способы и Структура построения игрового процесса Полной трубы не меньше занимательны, нежели её эстетические стороны. Основная изюминка данного квеста — полное единство игрового мира во всех его проявлениях.
Единство пространственное — из любой открытой главным храбрецом (с несложным именем Дядя) точки Трубы возможно попасть в любую открытую точку (и в кое-какие неоткрытые). На лифте, по лестницам, через двери, трубы, препятствия — но возможно.
Единство сюжетное — все персонажи Трубы, так или иначе, связаны между собой, все события имеют внутреннюю трубную логику, проистекая одно из другого, ситуационно изменяя всю картину мира. К примеру, убежавшие персонажи никуда не деваются, а просто перемещаются в второе место, где смогут быть отысканы и использованы снова (тут показателен пример с Бабулей).
Наконец, в Трубе существует единство предметное, благодаря которому все попадающие в Дядин инвентарь вещи смогут быть использованы: во-первых, многократно; во-вторых, в любой точке Трубы; и в-третьих, совсем разными (но логически верными) методами.
Подобная нетипичная для современных квестов неразрывность игрового мира, не распадающаяся, как это на данный момент принято, на череду герметичных эпизодов, любой со своим комплектом предметов и загадок, есть абсолютным плюсом и…
…минусом игры. Потому что по мере развития сюжета территория отечественных поисков (предметов, тайных, ответов на эти загадки) лишь возрастает. И в то время, когда у тебя в голове крутятся комбинации для трёх этажей и шести предметов — это весьма интересно, но в то время, когда этажей делается 7 либо 8, а предметов, по крайней мере, дюжина, это — уже утомительно.
Не всегда, не для всех и не через чур — но однако.
По накатанной
Мастерски справившись с главными для квеста проблемами создания запоминающихся и харизматичных построения и персонажей внутренне самодостаточного игрового мира, авторы не смогли обеспечить Полной трубе головоломок качества и должного загадок, классическая обыденность которых не хорошо вяжется с неспециализированным сюрреализмом происходящих событий.
Самое забавное, что о традиционности местных их решений и заданий говорят столь же классические для жанра недочёты, которыми не преминули снабдить Полную трубу её авторы. Начнём по порядку…
Больше всего в Полной трубе злит мысль сокрытия столь нужных в некоторых эпизодах игры монеток за цементными пробками в стенке. Непременно, додумавшись расковырять такую пробку посредством молотка хотя бы один раз, вы решите денежную проблему до конца приключения. Но додуматься о том, что белое пятно на стене — это не нарисованная розочка, не недостаток окраски, в частности пробка, на которой, для добычи желаемой монеты, нужно применить молоток, очень затруднительно (с позиций логики).
Идём дальше. Обычная для не через чур качественных квестов черта — трёхкратное повторение некого действия для получения нужного результата — отыскала тут и место. Два раза на голову бедного Дяди падает злосчастный мешок с песком и только на третий раз — желаемая щётка.
Нет, честно: меня постоянно удивляла эта приверженность волшебной цифре три со стороны разработчиков, заставляющая их приписывать главному храбрецу легендарный синдром пушкинского Старика из Золотой рыбки (…в третий раз он закинул невод…).
Ещё один нередкий гость квестов — задания на комбинаторику. В Полной трубе их целых два, оба связаны с водой и трубами, которая через них вливается и выливается. С сожалением нужно признать, что оба задания никуда не годятся. Одно через чур простое, второе — по всей видимости, с программной неточностью — по большому счету никакое.
Доходи, нажимай рычаг и пользуйся. Какие конкретно тут тайной, какие конкретно сложности, какая комбинаторика? Дюжина рукояток — всего лишь для фона.
В отличие от прозаичных тайных Полной трубы, местные аркады чудо как хороши, не обращая внимания на собственную простоту в обоих смыслах этого слова. Поверьте, любой из вас отыщет среди них занятие по душе — кидание ли шаров в сумку Мамаши, верная ли синхронизация перемещения Висюнчиков, кёрлинг ли в помещении с уборщицей Дуней… Не воображая никакой сложности в плане прохождения, все эти аркады — красивая возможность для отдыха мозгов, очень сильно напрягаемых при анализе замысловатой смеси сюрреалистической обыдённого наполнения и оболочки.