О полете и силе разума

О полете и силе разума

«Человек не имеет крыльев и по отношению веса собственного тела к весу мускулов в 72 раза не сильный птицы… Но я пологаю, что он полетит, опираясь не на силу собственных мускулов, а на силу собственного разума» – когда-то эти, сообщённые во второй половине 90-ых годов XIX века, слова Николая Егоровича Жуковского украшали помещения авиамодельных лабораторий и кружков аэродинамики. Довольно часто цитата приводилась в усеченном виде, «Человек … полетит…», но дополнялась изображением великого и портретом учёного рекордного на данный момент отечественного самолета.

Смотрите кроме этого: «Умный» чемодан сам себя взвешивает, заряжает телефон и раскрывается по отпечатку пальца

Французский производитель аксессуаров и багажа представил на CES 2015 «умный» чемодан, имеющий не только выдвижную ручку, но и встроенные колонки, биометрическую совокупность безопасности, аккумулятор для зарядки гаджетов в путешествии и свойство сказать о собственном расположении. На CES было представлено множество технологий и устройств из категории «интернет вещей», созданных для дома либо офиса. Но было и кое-что для путешественников — всемирный фаворит по производству аксессуаров и багажа, компания Delsey, представила Pluggage.

Цитата эта воплощала дух отечественного модернизационного проекта. Того времени, в то время, когда и литература смотрела в будущее, предвещая кроме того те технологии, каковые придут в действительность десятилетия спустя. Ну, скажем, сотовая связь – наблюдаем размещённый в 1939 году «Генератор чудес» Юрия Долгушина.

Солнечная энергетика, основывающаяся на фотоэлектрическом эффекте – «Осколок солнца» Владимира Немцова, 1955 год, на обложке пустыня, замощенная шестиугольниками солнечных батарей… Новомодный тренд, «разумные часы», сопряженные с глобальной паутиной – «Мы – из Нашей системы» Георгия Гуревича, 1965 год.

на данный момент данный дух фантастической литературой, хоть и очень обильной, безнадежно утерян. Фантастика пишется, массово издается – если судить по длине стеллажей, отводимых фантастике в случайно сохранившихся книжных магазинах… Но вот посвященная этому жанру диссертация Марии Юдановой (любезно выложенная О.Ладыженским) озаглавлена – «КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ Нюансы”.«Догадкой изучения есть утверждение о том, что в современных социокультурных условиях русскоязычная фантастическая проза в литературе делает функции интегрированного средства обобщенной рефлексии динамики системного кризиса, которое отображает оценку возможностей изменений культуры, выступая в качестве опережающего индикатора.»

Рефлексия, динамика системного кризиса, изменение культуры… О фантастических идеях, опирающихся на науку, имеющих шанс воплотиться в технику, обращение уже, наверное, не идет совсем… А развитие разработок все еще идет в рамках, обрисованных ветхой советской фантастикой. Вот маленький рассказ Генриха Альтова «Главный конструктор» из сборника «Легенды о звездных капитанах» 1961 года. История искалеченного мальчика, сумевшего воплотить собственную мечту о небе. (Создатель еще и ухитрился контрабандой протащить в детгизовскую книжку строчка из запретного в то время «Орла» Николая Гумилева…)

Храбрец рассказа Альтова летал, руководя машиной биотоками мозга, без посредничества искалеченного тела. И это давало ему преимущество перед самыми лучшими пилотами в самых непростых условиях. Преимущество это ясно и легко обрисовываемо кроме того в терминах и понятиях линейной теории автоматического управления пятидесятых годов прошлого века – человек-оператор либо человек-пилот описывался ей звеном чистого запаздывания, тау, с размерностью в секундах. И большая часть этого тау приходится на прохождение сигналов по нервам конечностей, на сокращение мышц…

И – появляется естественное желание и простой избавиться от данной задержки. Как раз эту задачу взялось решить португальское ИТ-предприятие Tekever, разглядывая ее – по словам главного операционного директора Рикардо Мендеса (Ricardo Mendes) – как в высшей степени рискованную, но дающую слово большой выигрыш при успеха. Демонстрация результатов состоялась в последних числах Февраля этого года.

Дрон – по ветхому он именовался бы радиоуправляемой авиамоделью – летал, кружа около строений а также пролетая через кольца, повинуясь сигналам, снимаемым с головного мозга через шлем-электроэнцефалограф и обрабатываемым интерфейсом мозг-компьютер (brain computer interface, BMI). Видео возможно взглянуть тут.

В полной мере удачно совокупность пилотирования силой мысли Brainflight справляется и с управлением симулятором двухмоторного дизельного аэротакси Diamond DA42 Twin Star– эта четырехместная австрийская машина, генетически происходящая от мотопланеров, популярна в связи с высокой экономичностью. Так что Daily Mail уже вовсю задается провокационными вопросами –Would YOU fly on a mind-controlled plane?

В случае если регулярные коммерческие авиарейсы уже совершаются практически без вмешательства экипажа в работу автопилота, то управление мозговым интерфейсом окажет помощь и малой авиации летать по нестандартным маршрутам (патрульным, поисковым) без прикосновения рук к штурвалу. Безразлично, отправится ли обращение о машине с людьми на борту, либо о беспилотнике. Кстати, израильский боевой дрон Dominator XP был создан компанией Aeronautics Defense Systems ЛТД. именно на базе сугубо гражданского Diamond DA42 Twin Star.

Экономичность дизелей издревле завлекала армейских – скажем, дизелями М-30 были оснащены ТераБайт-7, летавшие в августе 1941-го бомбить Берлин с аэропорта в Пушкине. Ну а дух постиндустриальной эры инвертирует перемещение разработок – не из оборонной отрасли в гражданскую, как было в индустриальную эру, в то время, когда бомбардировщик Ту-16 преобразовывался в лайнер Ту-104, а из гражданской, трудящейся на самые массовые и самые платежеспособные рынки, на относительно узкие и ограниченные рамками бюджетов армейские потребности.

Так что в этом случае возможно не сомневаться, что Tekever – создающий средства военном связи, армейские информационные совокупности и дроны – не преминет предложить оборонным ведомствам военную версию собственной разработки. Сократить время реакции дрона, летящего, скажем, среди плотной муниципальный застройки, очень привлекательно. Дрон, как показывают сравнительно не так давно приостановившиеся боевые действия по соседству, есть главным средством разведки кроме того для небольших тактических единиц, рот-батарей. Придать ему свойство двигаться в сложном рельефе – как могут летучие машинки в боевиках – задача очень привлекательная и прибыльная…

Но нужно осознавать одно – интерфейс мозг-компьютер в летающих автомобилях, в случае если и будет доведен до степени использования на практике, будет очень эпизодическим этапом развития разработок, ну, приблизительно как когда-то ставили автопилот Сперри на биплан Р-5 с тросиковым управлением, и приобретали массу увлекательных знаний о влиянии упругости на происхождение автоколебаний… Из-за чего? Ну, тому имеется пара обстоятельств.

Первая – то, что мозг человека эволюционировал отнюдь не для управления летательным аппаратом. Удерживать равновесие на ветвях деревьев – да. Плести интриги в свора гоминид – также да.

А вот с управлением полетом муха справляется куда лучше нас, расходуя на это куда меньшую процессорную мощность. Вот с нее и нужно копировать нейросистемы управления… (А вот со стрижей, нарезающих круги во дворе над гаражами – не нужно… Они крутятся по одному и тому же радиусу, и умелая кошка, влезшая на конек крыши, забирает их лапкой из воздуха одного за другим!)

Дистанционное управление боевыми дронами – малоперспективно. В конфликтах ближайшего будущего (по всей видимости – неминуемых…) будет быстро расти роль средств радиоэлектронной борьбы, разрешающих «забить» диапазоны, на которых идут сигналы управления вражеским дронам. Супостат, конечно, попытается сделать то же самое… В пределе окажется обстановка из «Фиаско» Лема, где белым шумом весьма приличной мощности были заполнены все диапазоны.

Ну а руководить пилотируемым аппаратом – за исключением, разве что, спортивных автомобилей – снимая сигнал с мозга находящегося на борту пилота, вряд ли перспективно. Пассажирским и грузовым лайнерам оптимальнее летать строго придерживаясь руководств, полетных замыслов и тому аналогичного – с таковой рутиной автомат справится лучше человека. Маневренный истребитель либо штурмовик – лучше, в случае если человека на борту не будет. Мозговое управление не убережет же пилота от перегрузок, от «выпадания зрения», так что на борт лучше загнать нейрокопию мухи либо хищной осы…

А чем занимателен португальский опыт? Да тем, что идея человека руководит машиной, созданной его разумом, без посредства тела… Давнишний рассказ Альтова кончался словами: “Лишь сейчас пилот осознал, как должна была оканчиваться последняя фраза: «Я считаю, что полет к Юпитеру корабль обязан совершить без человека»”.

Создатель: Михаил Ваннах

Случайная статья:

Территория заблуждений с Игорем Прокопенко № 33 Голос Вселенной Сила Разума


Похожие статьи:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.