Беззеркальнаякамерасегодня является отличной альтернативой зеркальным аппаратам – большая матрица, парк сменной оптики и, что самое главное – меньшие масса и габариты. Выбор велик: количество моделей на украинском рынке (правда, с учетом вариантов комплектации) приближается к сотне. Какую предпочесть?
Смотрите также: Panasonic представляет новый зум-объектив стандарта Micro Four Thirds
Оптическая схема объектива Lumix G Vario 14–140 мм / F3.5–5.6 ASPH. / Power O.I.S. включает 14 элементов, объединённых в 12 групп, в том числе три асферические линзы и две линзы со сверхнизкой дисперсией. Компания Panasonic, помимо фотоаппаратов Lumix DMC-G6 и Lumix DMC-LF1, анонсировала сегодня зум-объектив Lumix G Vario 14–140 мм / F3.5–5.6 ASPH. / Power O.I.S.
Объять необъятное сложно, поэтому сначала ограничим круг претендентов на основании желаемых спецификаций. Поскольку речь пойдет об аппарате для настоящего энтузиаста, он должен по функциональности как минимум не уступать эталону, некой абстрактной «зеркальной»камерес развитой системой управления.
Первое требование – видоискатель в дополнение к ЖК-экрану на тыловой панели. Возражать или спорить о целесообразности, наверное, никто не будет: съемка при ярком солнце – дело обыденное. Подвижность экрана – это безусловный плюс, поскольку нестандартные ракурсы только обогащают творческую кухню фотографа.
Второе требование – удобное изменение параметров съемки. Что мы меняем часто? Естественно, большой треугольник экспозиции: выдержку, диафрагму и ISO, включая оперативную поправку. Далее следуют баланс белого, режим протяжки (одиночными, очередями, быстрее или чтобы буфер не переполнился раньше времени). Способ фокусировки (авто, вручную), ее точку (на любителя).
Желательна возможность задавать способ измерения экспозиции (матричный-точечный).
Третье требование – большой существующий и реально ожидаемый парк объективов. В противном случае покупка будет условно-правильной: реализовать многие творческие приемы только одним (комплектным) объективом часто сложно, а иногда и вовсе невозможно.
Четвертое требование – возможность подключать внешнюю вспышку.
После отсева осталось четыре претендента. Fujifilm X-E1. Olympus OM-D E-M5. Panasonic Lumix DMC-G5. Sony NEX-6.
Да, в списке нет моделей Canon и Nikon, а также Pentax и Samsung. Два гиганта зеркального сегмента сосредоточились на любительских моделях, Pentax пока не знает, каким путем двигаться (Q не в счет, а К-01 на японском сайте возглавляет раздел уцененных/снятых с производства). Samsung NX-20, особенно с учетом нормализации цены по сравнению со стартовой (в прошлом году за комплект с объективом 18-55 просили больше $1000) – интересный вариант, но все портит непозволительно медленная работа при съемке в RAW или RAW+JPEG.
Даже на карту класса 10 файлы записываются очень долго, а в это время аппарат не позволяет ничего настраивать. Дело, скорее всего, не в размерах файлов: в конце концов, 20 Мп ненамного больше 16, а время отличается в разы.
Если посмотреть на положение тестируемых аппаратов в модельных рядах производителей, то это либо топ-модели, либо вторые (т.е. имеющие оптимальное соотношение цена/функциональность) в соответствующих категориях.
Дизайн и функциональность
Лучше раз увидеть, чем много раз услышать (в данном случае – прочитать). Прежде чем продолжить сравнение наших претендентов, вы можете посмотреть видеообзоры, подготовленные в рамках проекта hotline video.
Fujifilm X-E1
Olympus OM-D E-M5
Panasonic Lumix DMC-G5
Sony NEX-6
Сначала о внешности. Претенденты визуально существенно отличаются друг от друга. Fujifilm – это экстремальное ретро, очень стильный аппарат, но его оценки зачастую полярны: от восторженных до хулительных. Olympus делает почти ретро, но без надрыва, скорее переосмысленные 80-е годы прошлого века, нежели 50-е. Panasonic предлагает самый нейтральный с точки зрения дизайна аппарат, который можно условно назвать «цифровой классикой».
Охарактеризовать Sony односложно трудно: и не футуризм, и не ретро и не классика, но выглядит очень симпатично. Возражения о первичности качества и функциональности и неважности дизайна могут исходить от аварийных комиссаров и экспертов-криминалистов. Фотография – это искусство, и тот, кто ею занимается, должен быть в душе художником, восхищающимся любым красивым предметом, а уж своим инструментом – и подавно.
С точки зрения эргономики все камеры достаточно удобны. Fujifilm подкупает ностальгирующих непосредственным выбором выдержки, диафрагмы и экспокоррекции размещенными на корпусе (камеры и объектива) дисками. Меню быстрого доступа и функциональная кнопка с назначаемой функциональностью помогают менять другие параметры.
У Olympus в дополнение к паре дисков есть три кнопки с назначаемой функциональностью (одна из которых маркирована как Rec и по умолчанию используется для записи видео). В совокупности они полностью перекрывают запросы рядового фотографа. Если вам не требуется прямая установка выдержки и диафрагмы, то OM-D E-M5 – лучший с точки зрения эргономики.
Да, кнопки у него маленькие, но расположены продуманно, и нажать что-то случайно могут лишь обладатели ну уж очень больших пальцев. Дополнительно можно купить батарейный блок, который кроме своего прямого назначения – электропитания аппарата – делает более удобной съемку в «портретной» ориентации. У Panasonic только одно колесо управления, но есть пять кнопок, задействован также четырехпозиционный джойстик.
Единственная претензия – рычаг включения питания расположен под диском выбора режимов съемки и аппарат можно случайно выключить при повороте диска по часовой стрелке. Sony проделала громадную работу и учла замечания тех, кто не доверяет автоматике. Управлять камерой стало намного проще, но сторонники тотального контроля найдут массу поводов огорчиться.
Все претенденты оснащены матрицами с достаточным для большинства случаев количеством мегапикселов – 16. Это позволяет получать распечатки до 30х40 см при разрешении 300 dpi, что соответствует требованиям участия во многих конкурсах и выставках, не говоря уже о создании фотокниг и печати работ для дома. У двух аппаратов используется форм-фактор APS-C, у двух – Micro 4/3.
Матрица X-Trans Fujifilm использует уникальное расположение светофильтров, что позволяет отказаться от размывающего оптического фильтра и при этом не вызывает появление муара на регулярных текстурах (например, на фактурной ткани одежды). Micro 4/3 дает возможность выпускать более легкие и компактные объективы, поскольку рабочий отрезок у этого форм-фактора короче, чем у аппаратов с APS-C.
Электроника без проблем обеспечивает приемлемую скорость съемки: от 6 (Fujifilm) до 10 (Sony) к/с, но следует учитывать, что следящий автофокус и включенный оптический стабилизатор снижают этот показатель примерно вдвое.
Минимальная выдержка у всех аппаратов составляет 1/4000 с, для некоторых специальных видов съемки желательно 1/8000, но ведь речь идет не о профессиональных моделях, а об аппаратах для энтузиастов. При использовании светосильных объективов на больших диафрагмах в условиях сильной освещенности потребуется нейтральный фильтр. Olympus и Panasonic имеют в своем арсенале режимы, помогающие получать лучшие (с творческой точки зрения) результаты при съемке с длинными выдержками, но в OM-D EM-5 реализация лучше.
Оптическая стабилизация есть в каждой системе, но реализована она по-разному. У Fujifilm, Panasonic и Sony стабилизаторы встраиваются в объектив. У Olympus система перемещает матрицу, и это, пожалуй, самое эффективное решение, поскольку оно компенсирует смещение аппарата по пяти осям (вертикальной и горизонтальной, а также при вращении по трем осям, причем даже по оптической оси объектива, что в принципе невозможно во встроенных в объектив решениях).
Из внутрикамерной природы проистекает еще одно достоинство стабилизатора Olympus: теоретически он может работать с любым объективом, даже подключенным через переходник. Поскольку объективы для Micro 4/3 можно использовать на любых Micro 4/3-камерах, при покупке оптики Olympus для Panasonic следует учитывать отсутствие в них стабилизатора.
При нормальных условиях освещения скорость и точность наводки на резкость у всех претендентов высока. Три из них используют исключительно контрастный метод, а у Sony в матрице есть интегрированные фазовые датчики, хотя они и не работают самостоятельно (как это происходит в зеркальных аппаратах). Три камеры демонстрируют примерно одинаковые результаты в условиях недостаточной освещенности: Olympus (год назад он был самой быстрой камерой в беззеркальном сегменте), Panasonic и Sony.
А вот Fujifilm тут явный аутсайдер.
Лучшим электронным видоискателем оснащены Sony и Fujifilm – 2,3 млн. элементов изображения, 1024х768 пикселов, OLED. У остальных аппаратов панель меньшего разрешения (1,4 млн., 800х600), но проблем с ручной наводкой на резкость не возникает. Электронный видоискатель пока – самое слабое место беззеркальных аппаратов в конкуренции с зеркальными.
Даже лучшие образцы имеют определенную задержку, поэтому для серьезной съемки динамичных сюжетов лучше использовать именно зеркальные аппараты. Однако производители работают и в этом направлении. У Olympus есть возможность установить повышенную частоту обновления экрана.
Правда, в этом режиме существенно растет потребление энергии и снижается разрешение картинки.
Конструкция ЖК-экрана безусловно лучше у Panasonic: с этой камерой доступно простое визирование с любых ракурсов, а чувствительность к прикосновению позволяет одновременно указывать произвольную точку фокусировки и делать снимок. У Olympus и Sony решение половинчатое: у дисплея одна степень свободы. Fujifilm снова оказался последним: его экран жестко встроен в тыловую панель.
Ко всему прочему, он маленький (диагональ 2,8 дюйма, 460 тыс. элементов изображения) и не сенсорный.
Наличие встроенной вспышки и горячего башмака для подключения внешних блицев было условием участия в этом тесте. Самая короткая выдержка синхронизации у Olympus – 1/250, самая медленная – у Sony – 1/160. В NEX6 Sony применила горячий башмак со стандартным расположением контактов, поэтому теперь к камере напрямую можно подключать любые (современные) вспышки, отвечающие стандарту ISO, а не только фирменные (и весьма дорогие).
У трех претендентов вспышка прячется в корпус, а у Olympus она фактически накамерная, только маленькая и питается от аккумулятора камеры. Такой подход лучше с точки зрения качества – больше расстояние между оптической осью объектива и лампой, однако решение получается самое неудобное: при переноске вспышку можно сломать или потерять.
Из всех протестированных моделей только Olympus предлагает защиту от воды и пыли. На презентации менеджер просто облил камеру водой из бутылки и затем продемонстрировал ее нормальную работу. Кроме собственно корпуса компания выпускает защищенный объектив, а также батарейный блок.
Хотя расположение штативного гнезда не является критически важным, желательно, чтобы при установке на штатив сохранялся доступ к аккумулятору и карте памяти (если они находятся под одной крышкой. Смещение относительно оптической оси объектива критично только при съемке панорам без дорогостоящей специализированной головки – в некоторых случаях программе будет труднее собрать финальное изображение из фрагментов. Хуже всего с этим обстоят дела у Fujifilm (не на оси и слишком близко), а лидирует Olympus, у которого слот для карт памяти расположен на боковой панели корпуса.
Объективы
Компактные камеры со сменной оптикой были придуманы для того, чтобы позволить фотографу менять объективы, подбирая нужный для решения конкретной творческой задачи. Вместе с тем, реальность такова, что большинство покупает комплект с одним объективом и довольствуется им достаточно долго.
Если рассматривать возможности выбора объектива абстрактно, то лидирующие позиции в контексте этого тестирования у системы Micro 4/3, особенно с учетом наличия оптики «сторонних» производителей (которая, к слову, почти не представлена на украинском рынке). В формальных аутсайдерах Fujifilm, но эта компания на старте сделала упор на высококлассные светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием и постепенно наращивает парк.
Для тестирования использовались популярные комплектные объективы. И тут есть два лидера. FUJINON XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS является самым светосильным. Однако самым универсальным стал M.ZUIKO DIGITAL ED 12-50mm 1:3.5-6.3 EZ для Micro 4/3.
Дело не в широком угле – эквивалент 24 мм дает и Sony 16-50. Но у Olympus есть и макрорежим, и переключатель режимов трансфокации (ручная и моторизированная), и отдельное кольцо наводки на резкость. Добавьте самый широкий диапазон изменения фокусных расстояний, и получится отличный выбор «на каждый день».
В линейках объективов Olympus, Panasonic и Sony есть также традиционные, не моторизированные, версии китовых объективов.
Через переходники доступна установка различной оптики. Fujifilm официально поддерживает Leica, Olympus и Sony – байонеты своих зеркальных систем.
Качество снимков
Для этого теста были проведены две съемки. Одна – на улице (к сожалению, погода была не солнечной), другая – в студии, с искусственным освещением лампами накаливания. Для оценки качества есть две студийные версии: с достаточным количеством света и с очень малым.
На пленере баланс белого был автоматическим, в студии – настроен по образцу.
Если вы хотите пристально изучить качество снимков, загрузите как JPEG из камер, так и RAW-файлы. Компания Adobe недавно изменила алгоритмы обработки RAW Fujifilm, поэтому убедитесь, что у вас самая свежая версия ACR или Lightroom.
На низкой чувствительности разница носит скорее вкусовой характер и может быть в значительной степени компенсирована настройками камеры/RAW-конвертора.
Fujifilm X-E1
Olympus OM-D E-M5
Panasonic Lumix DMC-G5
Sony NEX-6
К ISO 3200 Panasonic начинает отставать, но следует отметить, что при цене примерно в два раза ниже, чем у лидеров, разрыв гораздо меньше разницы в стоимости. JPEG из камеры прогнозируемо лучше у APS-C, но и тут отличия очень незначительные. В RAW размер матрицы уже не оказывает заметного влияния. В условиях недостаточной освещенности сенсор Fujifilm дает лучшие результаты: JPEG из камеры менее испорчен шумами.
Внутрикамерная обработка Olympus становится навязчивой: резкость подчеркнутая, но картинку портит цветовая грязь.
ISO 6400 – последнее значение, на котором Fujifilm позволяет снимать в RAW. Ее файлы получаются менее шумными, чем у других претендентов вне зависимости от качества освещения.
Планку «ISO 12800 JPEG из камеры» преодолевает только Fujifilm, у остальных претендентов заметно ухудшается передача мелких текстур. Но зато другие камеры позволяют выставлять эту чувствительность с учетом обработки RAW, хотя повозиться придется: яркостные шумы уже отчетливо видны, а цветопередача в тенях меняется нелинейно.
При настройках «по умолчанию» Fujifilm склонна переоценивать освещенность сцены, это особенно заметно при плохом освещении.
Кадры Panasonic не так впечатляют зрителя из-за относительно небольшой контрастности, что подтверждается съемкой при низкой освещенности: перепад яркостей заметно меньше.
Наиболее широкий динамический диапазон у Fujifilm, особенно с учетом возможности раздельной тонкой настройки передачи светов и теней. Похожий инструмент есть у Olympus (мастер-кривая с зафиксированной центральной точкой), но работает он только в JPEG, тогда как у Fujifilm отличаются и RAW-файлы.
Вердикт
Трудно определить безусловного победителя: цены отличаются в два раза, да и подходы компаний тоже.
Если бюджет ограничен, то Panasonic Lumix DMC-G5 за $850 будет правильной покупкой. В его пользу говорят и большой выбор объективов для Micro 4/3 и самый «правильный» ЖК-экран.
Поклонники светосильной оптики и полного ручного управления должны обратить свои взоры в сторону Fujifilm X-E1. Особенная матрица без размывающего фильтра и отличные объективы выдают самую резкую и пластичную картинку. Однако из-за ограниченного набора оптики и медленного автофокуса аппарат не получает лавры победителя.
Sony NEX6 обеспечивает отличное качество изображения, а ее Wi-Fi-функции и возможность установки приложений для расширения функциональности понравятся технократам. Добавьте в «плюсы» хорошую цену. Однако эта камера не защищена от воздействия окружающей среды, а система меню не блещет логикой.
Если оценить все аспекты в комплексе, то победителем следует признать Olympus OM-D E-M5. У этой камеры есть ряд уникальных особенностей – от пылевлагозащиты до разных фото-видео-плюшек, а качество съемки при разных условиях находится на очень высоком уровне.
Автор: Юрий Сидоренко
Случайная статья:
Camera-Comparison of Fujifilm, Olympus, Panasonic and Sony — My Review (English Version)
Похожие статьи:
-
Fujifilm x-e1 и xf1: знакомимся ближе
Выставка (особенно в случае если это основное мировое событие в индустрии, как Photokina) – хороший шанс заметить тёплые новинки. Кроме того подержать их…
-
Обзор беззеркальной камеры olympus pen e-p5
Сможет ли Olympus удержаться на фоторынке по окончании грандиозного падения продаж «цифромыльниц»? Вся надежда на беззеркальные аппараты со сменной…
-
Компания Olympus представила OM-D E-M5 в феврале 2012 г. Следуя вошедшей в моду тенденции на техноретро, за базу для дизайна корпуса был забран хит…